Создание теоретически работающей модели бизнеса — самый быстрый и дешевый способ проверки адекватности идеи
Это проектная документация, по которой строится будущий бизнес, и то, что интересует инвестора
Два простых и популярных шаблона
Модель Алекса Остервальдера — Business Model Canvas
Компоненты:
- Сегмент потребителей
- Ценностное предложение
- Каналы
- Сервис
- Доходы
- Ресурсы
- Виды Деятельности
- Ключевые партнеры
- Затраты
Преимущества: В центре оффер, справа его продажи и доходы, слева его делание и расходы, смотрю сверху вижу всю картину
Недостатки: От продукта только оффер, все остальное в отдельном шаблоне для разработки ценностных предложений (value proposition canvas)
Подходит: бизнесу продающему обычный продукт, такой же как и его конкуренты, от стартапа до зрелости.
Модель Эша Маурья — Lean Canvas
Компоненты:
- Сегмент потребителей
- Проблемы и существующие альтернативы
- Уникальная ценность
- Решение
- Каналы
- Доходы
- Затраты
- Ключевые метрики
- Скрытое преимущество
Преимущества: В шаблон добавили компоненты важные для разработки продукта и метрики его продаж, убрали компоненты отвлекающие от этих важных процессов.
Недостатки: Ради добавления нового убрали все что связано с созданием самого продукта (работы, ресурсы, партнеры)
Подходит: бизнесу который создает иное, новый продукт — инновационный стартап
Зачем моделирование?
Создание бизнес модели, гармонично связывающей продукт с проблемами клиентской группы, с каналами продаж, и финансовыми результатами — это проектная документация, по которой строится будущий бизнес, никто ведь в здравом уме не строит здание или мост без проекта.
Это первый быстрый и дешевый уровень проверки адекватности идеи, если моделирование показывает, что «ракета летит», то считаем что у нас есть гипотеза и далее нужно проводить эксперимент что бы ее подтвердить \ опровергнуть.
Бизнес модель — это то, что интересует инвестора/спонсора, его мало интересует как продукт решает проблему потребителя и какие умники его придумали.