Актуальность экспорта в Китай
- Китай одна из первых экономик мира, имеет большое количество населения, а значит колоссальный рынок потребления. Помимо этого в виду инфраструктурных и культурных особенностей КНР традиционного является импортером большого количества с\х товаров и продуктов питания с разных стран.
- Политический вектор межстрановых отношений с Россией наиболее благоприятен для экспорта в Китай. Это также подтверждает планы и ежегодный рост товарооборота между странами в перспективе ближайших 10 лет минимум.
- Торговая война Китая и США способствует появлению все больших новых окон возможностей, особенно в секторе сельского хозяйства и продуктов питания, где у Российских экспортёров есть большие шансы занять освобождающиеся ниши.
Востребованные категории
с\х продукция
- «Биржевые товары» традиционный импорт (крупы,масло,мясо,рыба,молоко …)
- С\Х вторсырье (шроты,жмых,шелуха,субродукты..)
- Инновации и с\х технологии
Готовые товары
- Товары ежедневного спроса (масло, крупы напитки, кондитерка, бакалея и др.)
- Брендовые\популярные товары
- Снеки\перекусы, оригинальные новинки, «западные» товары
Этапы подготовки к экспорту
1. Определение потенциала экспортера
- Продукт для экспорта производится регулярно;
- Есть свободные мощности производства продукции для экспорта;
- Известна структура себестоимости продукта и возможности на нее влиять
- Есть поддержка экспорта (политический фактор, поддержка отраслевых ассоциаций и т.п.).
Результат: Определена степень готовности компании к экспорту и степень ее заинтересованности этим заниматься – это длинный путь.
2. Исследования. Страновой приоритет. Продукт для страны.
- Сбор самостоятельно информации из открытых источников;
- Маркетинговые исследование в стране назначения;
- РЭЦ и региональные РЭЦ
- Официальные данные Правительства (Торгпредства и др.)
- Определяем качество, упаковку, вкус, весовку и другие особенности продукта под страну.
Результат: Получена индикативная цена и ориентировочный объем потребления схожего продукта в приоритетной стране экспорта. До 5 недель. Ресурсы либо внутренние при наличии соответствующих компетенций, либо внешние наемные ( 1000$ — 10 000 $ в зависимости от задач и продукта)
3. Изучение мер нетарифного регулирования.
- Квотирование
- Лицензирование
- Сертификация
- Сан.-эпид.надзор
- Фитосанитарный контроль;
- Преаудит этикеток в КНР
- Попадание в реестр экспортеров в РФ \ реестр импортеров в КНР
- Повышенные таможенные пошлины
По каждому пункту должны быть прояснены орган контроля\сроки получения документов\стоимость
Результат: От 4 недель до нескольких месяцев. Как правило ресурсами внешних экспертов делается различная сертификация и лицензирование. Для с\х продуктов из России в Китай обязательно ознакомиться с правилами на сайте Россельхознадзора.
4. Рассчитать транспортную логистику
- Морская перевозка
- Автоперевозка
- Жд-перевозка
- Авиаперевозка
По каждому виду перевозки должны быть поняты документы для перевозки и все параметры перевозки, варианты оптимизации, субсидии
Результат: В результате должен быть определён оптимальный маршрут доставки до границы или крупного города страны, стоимость на контейнер и единицу продукции. Срок 2 недели. Делается в координации своими силами и силами внешних экспертов\транспортных компаний.
5. Определить цену в стране назначения
- Стоимость мер нетарифного регулирования (налоги, пошлины, сертификация, экспортные льготы) +
- Стоимость логистики\доставки +
- Стоимость маркировки продукта и его регистрации в стране назначения +
- Таможенное оформление в стране назначения +
- Затраты на маркетинг\рекламу\ сопровождение экспортных сделок
Результат: В Итоге у Вас по стране назначения должна быть цена FCA, CIF, DDP, RRP. Срок 1-2 недели. Может быть сделана самостоятельно или силами внешних экспертов.
6. Определить канал входа, экспортную стратегию
- Диллер или дистрибьютер (Плюсы и минусы, ограничения);
- Прямой экспортный контракт (плюсы\минусы\ ограничения);
- Торговые сети (+- lim)
- B2C (+- lim)
- B2G (+- lim)
Результат: Определены приоритетные каналы выхода, предложение для канала и ориентировочная стоимость привлечения покупателей с канала.
Этапы выхода на экспорт
7. Найти партнера в стране экспорта
- Выставки и Деловые миссии;
- Серфинг интернета и социальных сетей;
- Бизнес-послы и бизнес-ассоциации;
- РЭЦ и региональные институты поддержки
- Свое представительство за рубежом
Результат: Выбран один или несколько партнеров для продвижения в стране (бизнес-страновед) 1-2 недели. Условия сотрудничества договорные (от фиксированной суммы в месяц до % со сделок).
8. Заключить первый экспортный контракт
- Ведение переговоров и структурирование сделки
- Отправка образцов\посещение склада\фабрики
- Юридическое сопровождение
- Переводы
- Валютные операции и валютный контроль
- Таможенное оформление
- Страховки\Аккредитивы и т.п.
- Логистика\погрузка\выгрузка\упаковка
- Сопроводительная документация к партии
- Гос.поддержка (подача документов\контроль процессов\отчетности)
Результат: Заключен первый экспортный контракт. От 1 недели до нескольких месяцев. Стоимость сопровождения заключения контакта от 2000$ (в зависимости от наличия собственных компетенций).
9. Масштабирование в стране
- Открытие представительства в стране \ своего юр.лица в стране
- Поиск дистрибьютеров на других территориях страны
- Рекламная компания и продвижение в стране
- Участие в якорных отраслевых выставках в стране
- Участие в деловых форумах в стране
Результат: Определены географические интересы масштабирования в стране, определены приоритетные каналы привлечения новой целевой аудитории. (2-4 недели).
Ключевые вехи при работе с экспортом
- Защита интеллектуальной собственности (торговых марок и брендов)
- Государственная поддержка «РЭЦ», использования инструментов субсидирования и др.
- Полевые маркетинговые исследования и подготовка (съездить в страну, работать со страноведами)
- Включение в реестр экспортеров
- Наличие Бюджета на развития экспортной деятельности
- Масштабный объем аналитической работы
- Глубина, детализация, выводы, принятие решений
- Команда (выделенные сотрудники, партнеры международники)
- Регулярная генерация и проверка гипотез, быстрая реакция на изменения (все быстро меняется)
Чем мы помогаем
Если коротко, то экономим Вам время и деньги, снижаем риски при выходе в Китай.
За счет:
- Накопленного странового опыта и знаний об обычаях делового оборота, особенностей употребления и торговли определенными товарами и продуктами;
- Наработанных связей и контактов в стране среди сервисных партнеров-специалистов и бизнес-сообщества, обеспечивающих быстрый старт работы над проектом экспорта;
Мы можем предложить:
- Взять на себя частично или полностью функции отдела ВЭД вашей компании;
- Организовать и обеспечить работу Вашего представительства за рубежом;
- Выступить агентом и переговорщиком с зарубежными покупателями.
Рекомендации
- Не ищите коротких путей и не придумывайте сложные схемы;
- Воспринимайте выход на международный уровень\рынок, как марафон, а не стометровку.
- Подойдите к нему серьезно: рассчитывайте свои силы, не бегите сразу быстро и не сбавляйте скорость потом, не бегите обратно и не доверяйте кому-то бежать за вас.